За кулисами мистерии

Распечатать запись Распечатать запись

Январь 7, 2010

Двадцать лет тому назад на Тернопольщине впервые воспроизвели забытое вертепное действо. И сегодня члены общества празднуют Рождество, «как книжка пишет».

Вертеп в Тернополе…Все началось в конце далеких восьмидесятых, то есть еще при Советском Союзе, Компартии и тотальном насаждении атеизма. Когда выйти на улицу с Рождественской Звездой и поздравлением маленького Иисуса на устах угрожало даже очень большими неприятностями. Именно тогда группа патриотически настроенных тернопольских студентов, наслушавшись рассказов своих родителей, решила воспроизвести забытое вертепное действо.

«Следом за вертепами шли агенты КГБ»

Поэтому разработали сценарий, собственноручно создали костюмы и необходимую атрибутику, и впервые пошли с вертепом по квартирам родным и знакомым. Старенькие люди, увидев их, плакали от умиления и даже становились на колени. Прохожие на улицах зглядалися, как на незаурядных смельчаков. «Следом за самыми первыми вертепами обязательно шли вездесущие агенты КГБ, а на определенном расстоянии за ними — родители самих вертепивцив, которые не без основания боялись за своих детей, — рассказывает член совета нынешнего тернопольского общества «Вертеп» Виталия Муший. — Это сегодня вертепы чуть ли не каждый класс в школах организует. А тогда это было чем-то необычным».

Тот самый первый вертеп стал толчком к созданию уже в марте 1989 года общественного культурно-просвитницкого молодежного объединения. Присягали его члены (присяга и действующая до сих пор) на самошитних национальных флагах, потрепанных милицией во время знаменитого первого фестиваля «Красная рута». И с тех пор тернопольский «Вертеп» стал своеобразным ядром культурной и политической жизни сознательной местной молодежи. «Вертепивци» всегда были в первых рядах всех мероприятий и акций, направленных на получение, а следовательно утверждение украинской независимости. Из рядов общества вышли достаточно много известных на Тернопольщине и за ее границами талантливых политикив-патриотив. И именно слово «вертепивець» стало именительным, предусматривая, что это человек, прежде всего искренне отданная национальной идее, которая хорошо знает, высоко ценит и талантливо «несет в массы» историю и культуру своего народа.

Сегодня эстафету лучших традиций общества принимают уже дети тех самых первых «вертепивцив». Объединяет оно свыше двух сотен членов в возрасте от 15 до 40 годов.

Когда люди становятся немножечко волшебниками

— Долгое время народные рождественские действа наподобие вертепа или, например, Маланки отождествлялись у нас исключительно с сельской обрядностью, — продолжает рассказ преподаватель Тернопольской украинской гимназии имени Ивана Франка Виталия Муший. — Поэтому наш «Вертеп» сделал в свое время уникальную вещь — собрав весь культурологический материал по селам, перенес его в городскую среду и успешно в нем адаптировал. Это, кстати, касается и всех других народных обрядов — весенних гаивок или писания пасхальных писанок. Поэтому можно сказать, что «Вертеп» вернул Тернополю обрядность.

В начале 90-х мы также положили начало фестивалю «Рождественские звоны», благодаря которому получили возможность показать свою самобытность и посоревноваться в талантах сельские вертепы области. Потом он трансформировался в современный Парад вертепов, который проводится ежегодно в январе.

— А что можно назвать сегодня изюминой вертепов от вашего общества?

— Как известно, вертепное действо состоит из двух частей — религийно-духовной и социально-бытовой. Относительно второй составляющей, то у нас ежегодно готовится вполне новый сценарий, сюжетная линия которого основывается на самых актуальных в тот момент для общества событиях. Нынешнего я еще не видела, но можно надеяться, что не обойдется в нем и без темы президентских выборов. Имеем большую и очень интересную коллекцию рождественских песен, часть которых собрана во время фольклорно-етнографичних экспедиций. Даже сборник повстанческих колядок, выданную «вертепивцем» Ростиславом Крамарем, который сейчас выкладывает в Варшавском университете.

— Рождество в семьях «вертепивцив», по-видимому, тоже особенное…

— Делаем все, «как книжка пишет». Но самым главным, конечно, считаем не идеальное соблюдение формы, а осознание глубинного содержания всего рождественского действа. Например, змалечку уча своих детей колядкам и щедривкам, объясняем им суть каждого слова или символа. И ходя с вертепом в роли, например, мальчика с колокольчиком, ребенок знает, что этот персонаж не просто дзеленчить для развлечения, а призванный разгонять темные злые силы и пробуждать к действиям на защиту добра. Соответственно деть делают все с соответствующим настроением, и это для них действительно важно событие.

Кстати, из экспедиций родным краем «вертепивци» привезли много интересных материалов о том, как праздновали Рождество наши давние предки. Вечер в канун Рождества, Сочельник, испокон веков был для украинцев временами достойного приготовления себя, своей души и своего дома и хозяйства к величественному празника Христово рождения. Привычные и будничные предметы приобретали в это время магическую силу, а сами хозяева становились своего рода домашними жрецами и немножечко волшебниками. Навастривали, например, топор и забивали в фундамент или пенек со словами: «Не пенек забиваю, а врагам зубы выбиваю!» Или, вязав узлы на шнуре, приговаривали: «Не гудз завязываю, а морду залепляю!» При этом называлось имя недруга с плохим языком. Клали под стол чересло и лемех, «чтобы мертвецы не пришли, потому что они боятся железа», обвязывали ножки стола шнурком, чтобы уберечься от сплетен.

«Это такое шоу? Празднуете ли вы так?»

В начале 90-х тернопольский «Вертеп» не раз выезжал к востоку Украины — в Днепропетровск, Запорожье, Николаев, где для многих людей их рождественские представления становились открытием, своеобразным культурно-историческим «ликбезом» или глотком национальной духовности. «В коллективах и обществах, куда мы ездили по приглашению разных общественных или церковных организаций, нас всегда воспринимали с большим любопытством и пониманием, часто с удивлением, но какого-то негатива я не вспоминаю», — говорит госпожа Вита. Зато вспомнила, как в 1994-му в Пироговый под Киевом их вертеп снимало телевидение, однако зритель эту передачу так и не увидел, потому что одним из трех вертепивских персонажей-царей в тернополян был… Бандера.

Теперь тернопольские «вертепивци» к востоку не выезжают. Зато на протяжении вот уже пяты лет зимой группа из нескольких лиц постоянно ездит в лагерь в карпатской Ворохти, где принимает участие в общем украинско-канадскому проекте «Новое поколение» (прежнее название — «Приятели детей»). Там отдыхают дити-сироти из всех интернатов Украины. Их и учат «вертепивци» всем праздничным обрядам. Научились даже «выкладывать» рождественское действо и в летних лагерях, поскольку летом приезжают намного больше детей. Разработаны специальные двухнедельные программы за отдельными темами — «Рождество», «Маланка», «Андреевские вечерницы» и тому подобное. Была также программа, которая предусматривала изучение отдельного праздника на протяжении каждого с двенадцати дней лагерного изменения.

«Знаете, и ежегодно есть дети, которые впервые слышат о таких вещах, — говорит Виталия Муший. — По большей части это, конечно, детки из восточных областей. — Они всегда спрашивают: «Это такое шоу? Празднуете ли вы и в самом деле так?» «Мы так живем, — отвечаю, — это не сценическое действо».

— Вито, у «Вертепа» такая богатая история, за годы деятельности вы собрали столько ценных материалов. Не возникало замысла создать музей общества?

— Замысел есть, и значительно более широкий. Одно из направлений нашей деятельности — этнографический. Тернопольщина относительно этого является чрезвычайно интересным и многогранным регионом, но при этом не имеем ни этнографического отдела в музее, ни кафедры этнографии в педуниверситети. Мы бы хотели заполнить эту нишу, создав совместно с другими энтузиастами не просто этнографический музей, а музей-майстерню. Где бы можно было не только увидеть, например, нашу уникальную борщивску вышивку или узнать о традициях древнего ковровщика, но и научиться вышивать или ткать так искусно, как это умели наши бабушки и прабабушки. Имеем уже даже спонсоров. Но все упирается в выделение местной властью земли. Ну но это уже тема для другого разговора.

Есть что сказать?

Вы должны войти для размещения комментария.


Rambler's Top100