«Оскар» не пошел в третье измерение

Распечатать запись Распечатать запись

Март 10, 2010

Суровая киноправда войны в Ираке победила в соревновании из иншопланетной 3 — D сказкой, а женщины «умыли» мужчин.

«Дамы и господа, это шоу длилось так долго, что действие «Аватара» уже осталось в прошлом» — эта ироничная фраза Стива Мартина, ведущего церемонии вручения «Оскарив», коротко и емко подытожила характер и содержание шоу. 82-га ежегодная церемония вручения наград Американской академии кинематографических искусств и наук, которая состоялась в ночь с воскресенья на понедельник в театре «Кодак» в Лос-Анджелесе, в целом длительна четыре с половиной часа, из которых почти треть времени была зарезервирована под телерекламу.

Эта ночь «Оскаров» была загодя запрограммирована на соревнование двух фильмов. Каждый имел по девять номинаций и представлял полностью отличные тенденции и жанровые направления современного кино. Пикантности этому соперничеству добавлял тот факт, что в качестве режиссеров фильмов-фаворитов выступили бывшие мужчина и дружина. В конечном итоге — накануне 8 Марта — победила женщина.

Лента Кэтрин Бигелоу «Повелитель бури» (оригинальное название The Hurt Locker значит на сленге «Сундук боли», а патетический перевод достался нам от русских прокатчиков) — хмурая реалистичная военная драма о работе отряда американских воинов-саперов в Ираке — получила шесть «Оскаров», в частности в главных категориях: лучший фильм, лучшая режиссура и оригинальный сценарий. «Аватар» Джеймса Камерона — фантастический фильм о событиях на далекой планете, что открыл эру массового кинематографа в формате 3 — D и побил все рекорды кассовых собраний, — получил три статуэтки.

Ищите женщину

48-летняя Бигелоу сначала получила статуэтку за режиссуру из рук певицы и актрисы Барбри Стрейзанд. Но открыла конверт с фамилией победителя и воскликнула: «Ну, наконец»! Она имела в виду, что впервые в истории «Оскаров» победительницей в категории «Лучший режиссер» стала женщина. А уже за несколько минут Кэтрин имела на руках «золотого человечка» как продюсер наилучшего фильма 2009 года.

Победе правдивого, можно сказать, гражданского фильма Кэтрин Бигелоу и поражению «Аватара» способствовала предыдущая артподготовка американских и заграничных критиков, которые в своем большинстве признали творение Джеймса Камерона хотя и технической новацией, а в целом — затянутой и наивной попыткой морализаторского. Но, похоже, пионер фильма формата 3 — D Камерон этого послания не услышал, поскольку во время награждения экс-жены лишь иронично крутил головой. Она ответила ему той же монетой: ни одним словом не вспомнила в праздничной речи.

Напомним, что, по итогам «разминки», шансы «Повелителя бури» и «Аватара» расценивали как приблизительно равные: творение Камерона получило основной урожай «Золотых глобусов», а Бигелоу — награды Британской академии (BAFTA). Противостояние достигло апогея, когда за неделю до церемонии один из продюсеров «Повелителя» Николас Картье призывал киноакадемиков не голосовать «за картину, съемки которой обошлись в 500 миллионов долларов». Воззвание Картье, разосланную специалистам электронной почтой, расценили как давление на жюри и нарушение этичного кодекса Киноакадемии. Допускали, что «Повелителя бури» вообще снимут из конкурса, но в конечном итоге он остался в номинации.

Кстати, стоит вспомнить, что номинированных фильмов в этот раз были десять вместо привычных пяти. И победил действительно сильнейший и самый актуальный: американская критика избрала гражданскую, социальную лирику вместо «фантастической». В определении других лауреатов преобладали эти же самые тенденции.

Еще несколько «впервые»

Следовательно, Кэтрин Бигелоу, известная раньше за лентами «На гребне волны» и «К-19», стала первой «оскароносной» женщиной-режиссером. А если бы победил ее конкурент в категории, постановщик фильма «Тужься» (Precious) Ли Дениелс, то он был бы первым лауреатом из числа афроамериканцив. Зато «независимая» лента Дениелса о жизни и учебе чернокожих дочки и матери в Гарлеми прозвучали в двух других победных реляциях.

Впервые за историю самой престижной кинопремии актриса Мерил Стрип получила рекордную 16-ту номинацию на «Оскара». Учитывая это ведущие Стив Мартин и Алек Болдуин «прикололись» : «Каждый стремится получить «Оскар», но это очень трудно. Да, предложения сначала посылают на рассмотрение шести тысяч членов Киноакадемии, они оценивают их, избирают наилучших, а потом, хоть бы что случилось, номинируют Мерил Стрип».

В этот раз звезда «кулинарного» фильма «Джули и Джулия» осталась без «Оскара». Зато статуэтку за наилучшую главную роль получила 45-летняя Сандра Буллок, которая номинировалась на «Оскар» впервые в карьере. Никогда еще не было такого, чтобы одного и того же человека в субботу отмечали «Золотой малиной» за наихудшую актерскую работу, а на следующий день — индивидуальной премией Американской киноакадемии. Буллок стала «першовидкривачкой». Фильм «Невидимая сторона», что ее «озолотил», — не слишком выдающийся, но опять-таки «социальный» и снятый за реальными событиями: за сюжетом, героиня Сандри, перекрашенной в белявку, приютила у себя дома негритянского мальчика из неблагополучного семейства, разными хитростями помогла ему хорошо учиться и стать успешным игроком команды из американского футбола.

Сильные женщины, леди Сандра и обезьяна Риги

Надо отдать Буллок должное: актриса, известная прежде всего как комедийная, вела себя как настоящая леди. Ни одной попытки понравиться, ни одной искусственности и дешевого кокетства. Сандра в элегантном платье была настоящей королевой вечера, хотя считалось, что главную корону надели на Кэтрин Бигелоу. Сандра Буллок не потеряла достоинства и во время «тронного выступления» из сцены: без слезы не обошлось, но ее речь была не хаотической, а взвешенной, логической и благородной. Актриса не вспоминала собственных родственников, как это часто бывает, а обратилась со словами благодарности за «Оскар» до четырех конкуренток, которые проиграли, и с особенными словами любви — к Мерил Стрип. Это был самый благородный поступок вечера.

В целом, хотя американцы и не празднуют 8 Марта, но оно как-то само собой отразилось на церемонии — женщины на ней таки верховодили. И не только за количеством наград. Они были и более заметные, и более «монументальные».

Для примера, получая «Оскар» за лучший адаптированный сценарий («Тужься»), афроамериканець Джеффри Флетчер плакал, задыхался, выкрикивал бессвязные предложения благодарности всем, кого мог вспомнить. Казалось, он вот-вот потеряет сознание.

А разве можно понять такого опытного актера, как Джефф Бриджес, звезда фильма «Большой Лебовски»? Ему 60 лет, из них 40 Джефф снимается в кино. Номинировался на «Оскар» пять раз, поэтому речь, определено, заучивал наизусть уже не раз. Но Бриджес, который наконец стал наилучшим исполнителем главной роли благодаря ленте «Безумное сердце» (о спасении стареющего кантри-спивака-алкоголика), получив взлелеянную в мечтах статуэтку, совсем потерял контроль над собой, трижды поблагодарил маме и дважды заявил: «Я люблю шоу-бизнес»!

Зато женщины, которым «по рангу» надлежит лить слезы, демонстрировали большую выдержку. Британская модельерка Сенди Пауелл получила «Оскар» за лучшие костюмы в исторической драме «Молодая Виктория» так, как будто покупатель получает на кассе в универмаге куплен им товар. Удивляться ничего, поскольку Пауелл готовила костюмы до десятков фильмов, восемь раз номинировалась на «Оскар», в частности за костюмы к знаменитым картинам «Влюбленный Шекспир» и «Авиатор», и уже имеет дома несколько этих статуэток.

Единственным диссонансом в выступлениях женщин стало бессмысленное заявление чернокожей лауреатки за наилучшую второплановую женскую роль Мой Ник (фильм «Тужься»). 42-летняя актриса заявила из сцены: «Прежде всего благодарю Академии за то, что она учла выполнение, а не выходила из политики, хотя это и был акт политкорректности с ее стороны».

С мужской стороны вел себя как полный джентльмен 53-летний австрийский актер Кристоф Вальтц, который гениально исполнил роль нацистского следователя Жидолова в фильме Квентина Тарантино «Бесславные выродки». Зато сам Тарантино был, казалось, под хмельком. А традиционно элегантный Джордж Клуни, который тоже номинировался на «Оскар» за главную мужскую роль в фильме «Выше неба», поразил тем, что, проходя перед входом зрителей, отделенных от красной дорожки железной решеткой, воссоздал поведение.. обезьяны в зоопарке.

Есть что сказать?

Вы должны войти для размещения комментария.


Rambler's Top100